Работа в среде

В этом разделе мы познакомимся с принципами работы в среде, интерфейсной частью.

Основные элементы среды, которыми вы будете очень часто пользоваться:

  • Панель компонентов
  • Панель свойств и событий компонентов
  • Мастер компиляции и сборки программ
  • Редактор PHP кода
  • Мастера генерации php кода в полуавтоматическом режиме (для новичков)

Начнем...


Начало работы

Запускаем нашу среду, после запуска (выбрав папку для проекта + ОК), мы видим перед собой главное рабочее окно нашей среды:

На картинке видно, какая панель за что отвечает:

  • Окно проекта - выделенное окно в вашем проекте, это так сказать ваш холст на чем вы рисуете (создаете программу).
  • Панель типов компонентов - здесь у нас целые списки типов визуальных и не визуальных компонентов, нажав на какой-либо тип, вы сможете создать компонент этого типа на вашей форме.
  • Панель объектов на форме - список всех добавленных объектов на выделенную форму, выделив компонент в списке, вы можете менять ему имя (как имя файлов в проводнике Windows).
  • Свойства выделенного компонента - у каждого компонента есть свои свойства (текст, заголовок, цвет и т.д.), с помощью этой панели можно менять эти свойства
  • События - в этой вкладке вы можете управлять событиями выделенного объекта, сможете добавлять, редактировать и удалять. События важная логическая часть программы.
  • Формы проекта - в вашем проекте может быть больше одной формы, весь список форм отображается в виде закладок, нажав правую кнопку на закладках, вы получите доступ к более гибкому управлению.
  • F9 - Запуск проекта - во время разработки проекта вам необходимо часто проверять результат (т.е. воочию увидеть свою запущенную программу). Для этого есть кнопка "запуск проекта" или горячая клавиша F9. Для окончательного сохранения проекта в EXE воспользуйтесь мастером сборки (горячая клавиша - F5).

Компоненты и свойства

У вашей программы обязательно должен быть интерфейс - это формы, кнопки, списки и т.д.

Среда DevelStudio не предназначена для создания консольных программ.

Элементы интерфейса мы называем компонентами. Но в компоненты входят также не визуальные объекты, т.е. те которые видны при разработке, а при выполнении их не видно. Каждый компонент (в том числе и форма) имеет свое уникальное название в пределах формы (а форма в пределах проекта).


Название (имя) компонента
Название должно начинаться с латинских букв или со знака "_", со второго символа может содержать лат. буквы, символ "_" и еще цифры. При добавлении компонента на форму, у него автоматически генерируется уникальное название.

Для чего применяется название?
Оно применяться только для обращения к компоненту, к его свойствам и методам во время выполнения.

Обязательно ли их менять на свои?
Конечно не обязательно, но мы настоятельно рекомендуем давать каждому используемому компоненту на форме осмысленное название, вам это сильно облегчит работу. Не брезгуйте этим правилом!


Добавление компонента
Для добавления компонента на форму, достаточно выбрать тип компонента и кликнуть на форму, заведомо можно выбрать размеры и позицию.


После добавления получается следующее... (кнопка с названием button1)

Свойства компонента

У каждого типа компонента есть свой набор свойств, их можно изменять в редакторе во время разработки. Также их можно менять во время выполнения программы (но об этом позже). Для того чтобы изменить свойства какого-либо компонента на форме, необходимо выделить его на форме и изменить нужные свойства во вкладке "Свойства" (обычно слева).

На заметку:
Если выделить несколько компонентов сразу (можно зажав клавишу Shift), то изменения значения свойства будут затрагивать всех выделенных! Такое же правило действует и с событиями.


События компонентов

У каждого типа компонента есть свой набор событий, у некоторых типов они перекликаются. Например событие "Клик" есть практически у всех компонентов.

Что же такое событие? (Event)
Из названия наверно понятна вся логика. Когда происходит какое-либо событие с компонентом, выполняется определенный скрипт (набор действий). Если скрипт пустой, то ничего естественно не происходит. Такая логика работы встречается в средах Delphi, C# и других. Иногда событие еще называют "сигналом" (в других средах).

Для добавления скрипта в событие, необходимо воспользоваться кнопкой "Добавить событие" во вкладке "Событие", при этом выделив необходимый компонент на форме.

Выбираем событие "Клик" (название говорит само за себя) и получаем следующее...

На этом пока все, далее мы рассмотрим как добавлять действия в события (т.е. скрипты PHP).

Редактор PHP кода

Данный редактор нам необходим для создания скриптов для событий (в дальнейшем возможно и для редактирования файлов php).

Он подсвечивает синтаксис php, а также умеет автодоплнять названия функций, классов и переменных. Он умеет подсвечивать свойства и методы различных объектов, на базовом уровне проверяет синтаксис, чтобы вы меньше ошибались в коде.

Если вы не особо понимаете программирование, то для вас предусмотрены мастера добавления действий. Они способны автоматически генерировать PHP код, а затем и редактировать его. Снизу отображается пояснение к каждой строчке кода, чтобы вам было легче разобраться, особенно если вы новичок.

Я думаю вам не составит труда разобраться в редакторе, все наглядно и просто.

Мастера Действий

Мастера действий - это мастера, которые помогают вам генерировать PHP скрипт в полуавтоматическом режиме с помощью удобных диалогов, т.е. вы можете особо не углубляться в процесс программирования, а только и пользоваться этими мастерами.

Для средних и сложных задач одними мастерами действий не обойдешься, вам нужно хоть немного знать язык PHP. Для типовых задач они очень удобны и помогают разобраться новичкам! Процесс создания действий (скрипта) в среде организован так, чтобы подталкивать вас к программированию, это обращение к новичкам. Вы же не собираетесь всю жизнь создавать программы не программируя ни капельки? =)

Диалог простого выбора
При добавлении действия вы очень часто будете сталкиваться с ним (нажимая на кнопку "..." в мастере). Данный диалог помогает вам выбирать динамические данные, константы, функции, переменные, объекты и свойства объектов.

Как вы видите у нас несколько вкладок:

  • Переменные
  • Объекты (для выбора компонентов на формах)
  • Свойства объектов (для выбора свойств компонентов на формах)
  • Функции (пока в тестовом режиме)
  • Файлы и директории (где можно выбрать полный и относительный путь от программы)
  • Константы (истина/ложь, цвет, md5 программы и т.д. и т.п.)


Опция кавычки поможет вам полученное выражение заключить в сами понимаете что =).

Настройка проекта

                                     Окно настроек проекта

Заголовок приложения - это текст программы, который будет отображаться на панеле задач (таскбар) при загрузке. Его можно поменять при выполнении программы, для этого есть мастере в первой вкладке в редакторе кода.

Название программы - это название компилируемого файла в папке проекта, по-умолчанию Project, что дает нам на выходе скомпилированный файл Project.exe. Если поменять название на MyProg, то и название программы будет MyProg.exe.

Отладка
Установить режим отладки - если установлен, тогда все ошибки и предупреждения в программе отлавливаются в среде. Режим очень удобен, т.к. с помощью него можно узнать где произошла ошибка, в каком событии, какого объекта, в какой строчке и текст ошибки. Если вы отключите эту опцию, то программа будет генерировать стандартное окно ошибок.

Игнорировать все предупреждения - опция позволяет игнорировать все предупреждения (Warnings, Варнинги). Эту опцию лучше всего включать при конечной сборке программы.

Игнорировать все ошибки - опция позволяет игнорировать все ошибки (Errors), опцию категорически рекомендуется включать только в конце разработки.

Компиляция и сборка программы

После того как вы закончили разработку своей программы, необходимо подготовить ваш продукт к публичному распространению, а для этого необходимо привести ее в нормальный вид, т.е. собрать.

Программа, которая появляется в папке с проектом переносимая, но рекомендуется все-таки собирать программы.

Окно мастера сборки программы

Путь к вашей программе - путь, где сохранить программу EXE.
Прикрепить PHP Движок - если не прикреплять (минус 2 мб от размера программы), тогда необходимо переносить вместе с программой папку php, которая появляется рядом с exe после компиляции. Если прикреплять, то можно просто переносить exe без этой папки.
Прикрепить фреймворк PHPSoul Engine - фреймворк написанный на php, должен либо прикрепляться к программе, либо идти отдельным файлом рядом с ней (soulEngine.pak начиная с 1.0.6 версии). Фреймворк занимает 60 кб места.


Упаковать Exe UPX-ом - upx это утила, которая способна сжимать exe и dll файлы без потери работоспособности. Размер файла просто становиться меньше и остается работоспособным. Данная утила (опция) поможет вам значительно уменьшить размер вашей exe программы. У опции есть параметр степени сжатия, минимальный размер программы достигается при максимальном сжатии.

Название компании и версия - данные для exe файла, которые отображаются в проводнике и в свойствах файла.